Радиосвязь на внутренних водных путях существенно отличается от радиосвязи на море по способам осуществления и условиям распространения радиоволн. Как известно, на море дальность связи в УКВ-диапазоне определяется дальностью прямой радиовидимости, ограниченной естественной кривизной земной поверхности, что позволяет при расположении антенн на высоте 10-15 м обеспечивать надежную связь на расстояниях до 25 морских миль, а в случае благоприятных условий распространения радиоволн и более. К сожалению, на внутренних водных путях такие благоприятные условия встречаются только на больших водоемах. В большинстве случаев судно находится между берегов, порою достаточно высоких, препятствующих распространению радиоволн и тем самым затрудняющих, а то и полностью исключающих саму возможность радиосвязи. При нахождении малых судов в камерах шлюзов при использовании носимых радиостанций порой трудно связаться даже с находящимся неподалеку диспетчером — сигнал пропадает из-за отражений радиоволн от стенок камеры и стоящих в ней судов (такой процесс называется "интерференцией радиоволн" — сложением прямых и отраженных волн, сопровождающимся усилением или ослаблением сигнала). Имеются отличия и в интенсивности и характере использования морских и речных радиостанций. Если в море суда расходятся и маневрируют, как правило, на достаточно больших расстояниях, то движение судов на реках и каналах происходит в непосредственной близости друг от друга, в связи, с чем судоводители должны постоянно согласовывать свои действия. Поэтому радиостанция для судоводителя речного судна является очень важным подспорьем. Существующая система связи речного флота создана для обеспечения его повседневной деятельности. Но в то же время и судоводители малых судов при движении по внутренним водным путям могут пользоваться ее услугами, для чего им необходимо знать основные принципы организации связи и правила ее ведения.
Принципы организации радиосвязи на внутренних водных путях. Радиосвязь на внутренних водных путях осуществляется в диапазонах частот 300.0125 - 300.5125 МГц и 336.0125 - 336.5125МГц. Данные диапазоны разделены на отдельные участки, образующие так называемую сетку каналов, выделяемых судам и береговым службам для тех или иных целей - для межсудовой связи в целях безопасности, для связи с диспетчерами портов и гидротехнических сооружений, для получения прогнозов погоды и путевой информации и т.п. Номера и назначение частотных каналов устанавливаются "Указаниями по организации судовой радиосвязи в бассейне (регионе)", утвержденными Службой речного флота Министерства транспорта Российской федерации и согласованными с местными органами Государственного надзора за радиосвязью. Основным видом радиосвязи на внутренних водных путях является радиотелефония в симплексном режиме (когда прием и передача разнесены по времени), используемом для оперативной связи "судно-судно" и "судно-берег". Для вхождения в так называемую радиопроводную систему связи Речфлота и в городские телефонные сети используется дуплексный режим (когда прием и передача ведутся одновременно, как обычном телефонном аппарате).
Возможности радиосвязи. Судоводители малых судов, находящихся в плавании по внутренним водным путям, могут использовать радиосвязь:
для обеспечения безопасности и эффективности плавания;
для передачи и приема сигналов бедствия и согласования, взаимных действие при проведении спасательных операций;
для приема гидрометеорологических и навигационных извещений
для связи судов с яхт-клубами (стоянками) и между собой;
при проведении парусных соревнований;