Технологии радиочастотной идентификации (RFID) (краткое описание)

Защита товаров от подделки

Подделка товаров, пересортица, поставка нелегальных партий и продажа товаров с нарушенными сроками хранения является одной из наиболее насущных в мировой экономике. Общий объем поддельных товаров растет в несколько раз быстрее, чем объем легальных продаж. Так, по данным International Anti-Counterfeiting Coalition (Международная организация, координирующая борьбу с подделками), ежегодный мировой объем торговли поддельными товарами составляет около 500 млрд. долларов США в год.

Фальсификация товаров массового потребления в нашей стране отличается еще большими масштабами. По некоторым статистическим данным, до 70% единиц товаров таких групп, как медикаменты, спиртное и сигареты, находящихся в розничной продаже, - подделки. Потери от продажи фальсифицированной продукции несут все: производители, государство и потребители. Убытки производителей - это не только недополученная прибыль, но и дискредитация торговой марки вследствие низкого качества подделки. Потребители, купившие фальсификат, нередко рискуют своей жизнью, особенно если речь идет о медикаментах, продуктах питания и алкоголе.
На протяжении ряда лет наблюдается устойчивая тенденция роста количества выявленных правонарушений в этой области. Чаще других фальсифицируются лекарства, парфюмерно-косметические товары, обувь, одежда, детские игрушки, синтетические моющие средства, чай, кофе, кондитерские изделия (от 30 до 50% проверенного количества).

Статистика официально зарегистрированных в России преступлений, связанных с фальсификацией товаров:
 

Статистика официально зарегистрированных в России преступлений, связанных с фальсификацией товаров



По официальной статистике Минздрава РФ, в 2001 году подделки составили три процента от всех лекарственных средств на аптечном рынке.В 2002-м - 7-12 процентов.В 2003 и 2004 годах эта цифра продолжает расти. Только по официальным данным Минздрава, за последние четыре года в России выявлено 217 случаев фальсификации лекарственных средств ста пяти серий. По неофициальным же данным, около двадцати процентов лекарств, продающихся в России, - поддельны. Число зарегистрированных Минздравом РФ случаев фальсификации лекарств за последние четыре года возросло в 10 раз.

Проблема поддельных товаров на потребительском рынке не является новой или экзотической. Область распространения различных подделок во всем мире весьма широка и простирается от производства низкокачественных пищевых продуктов до изготовления дешевых нестандартных комплектующих в электронной промышленности. Но, именно необходимость противодействия индустрии контрафакта определяет востребованность специфического бизнеса по созданию и развитию технологий, защищающих легального производителя от подделок.

Так как проблема защиты товаров от подделки существует уже давно, предложены различные методы её решения. Наиболее распространены полиграфические методы, связанные либо с изготовлением специфической упаковки товара, либо с нанесением специальных знаков и меток, относительно сложных в изготовлении.

Широко известен способ нанесения на товар маркирующего защитного кода, покрытого непрозрачным стираемым слоем. После приобретения товара покупатель может стереть непрозрачный слой, набрать один из телефонных номеров или интернет-адрес службы контроля и передать индивидуальный код изделия. В службе контроля сверяют принятый код с базой данных и дают ответ о подлинности изделия.

Основные недостатки такого способа:

Таким образом, в данном способе отсутствуют самые важные составляющие: удобство, быстрота и надёжность.

В противоположность подобным методам, базируясь на самых современных технологиях, компания Aero Solutions предлагает новое решение, основанное на объединении преимуществ методов радиочастотной идентификации (Radio Frequency Identification = RFID) и сетей связи (в том числе, сотовой) нового поколения для организации массовой системы удостоверения подлинности товаров.

Общая схема системы:
 

схема работы rfid



Все товары помечаются метками RFID при производстве или при подготовке товара к отгрузке на оптовом складе. Каждая метка обладает уникальным неподделываемым номером-идентификатором, задаваемым при производстве.

Также метка может содержать до 2Кбайт записываемой памяти, которую можно использовать для хранения дополнительной информации, в том числе, в зашифрованном виде.

Метке не требуется внешнее электрическое питание, т.к. она использует мощность поля считывателя для обмена информацией.

Виды RFID меток:
 

Виды RFID меток



Чтение информации, записанной в метках, происходит дистанционно с помощью специального устройства-контроллера и приемо-передающей антенны.

Для контроля товаров наилучшим образом подходят короткодиапазонные считыватели RFID с дистанцией считывания 7-10 см, обладающие малой потребляемой мощностью и небольшими размерами – вплоть до возможности встраивания таких считывателей непосредственно в мобильный телефон или иное мобильное устройство.

Для чтения метки нет необходимости помещать ее на поверхность товара, оптическая видимость метки не требуется, она может находиться внутри упаковки товара, гарантируя тем самым невозможность ее подмены другой меткой без вскрытия упаковки.

В случае использования меток с дополнительной перезаписываемой памятью возможно использование шифрования передаваемой между меткой и считывателем информации для предотвращения компрометации сохраненной в метке информации (с использованием несимметричных алгоритмов шифрования и открытых/закрытых ключей).

На основе считанной с метки уникальной информации формируется запрос к Базе данных товаров; связь с сервером БД осуществляется по доступной в конкретных условиях сети передачи данных (сотовой, кабельной или даже спутниковой).

В ответ мобильный терминал получает информацию о товаре, соответствующем записи в метке (наименование, тип, дата производства и допустимый срок хранения, направление отгрузки и т.п.) и может сравнить эту информацию с видимыми параметрами товара для проверки.

База данных товаров организуется и поддерживается оператором сети или независимым поставщиком услуги проверки подлинности товара. Производители на основе соглашений с поставщиком услуги изменяют и добавляют базу данных своих товаров и контролируют статистику приходящих запросов на проверку и сообщения о каких либо нарушениях в обращении товаров.

Кроме организации единой базы товаров возможно размещение индивидуальных баз непосредственно на территориях производителей или поставщиков и организация переадресации запросов и ответов на проверку валидности товара через сеть оператора связи (например, сотового) в индивидуальные базы данных и последующая передача ответа абоненту сети.

Способы организации системы: